geochelone (geochelone) wrote,
geochelone
geochelone

Прогулка от Курского вокзала до Бауманской с посещением Винзавода и ЦАГИ. Часть 2.

Не знаю, как Вы, а я очень люблю Туполевскую набережную, Лефортово, остатки конструктивизма из красного кирпича, экс-гигантов советской науки и промышленности, трамвайные пути у СК "Сокол" и милые дворы у стадиона и анимационного колледжа. Обо всем этом - а также об аэрогидродинамическом институте на Радио (ЦАГИ) - и будет наша прогулка.
На картинке как раз проходная института. Поскольку это засекреченное место, то наше чудесное путешествие на смотровую вышку, с которой когда-то в 30-е было видно всю Москву, а также обзор бесценного технического обеспечения данного заведения были бы невозможны без помощи нашего общего друга N, который и расскажет о прошлом и настоящем НИИ.



На фото ниже - фрагмент башни ЦАГИ изнутри, верхнего смотрового этажа.


Если совсем кратко, как я поняла из истории советского авиастроения последних сплетен, когда-то в 30-е ЦАГИ, как и НИИ ЧерМет, был двигателем прогресса и золотым рогом изобилия в одном лице, но со временем (к концу 60-70-х) тамошние выдающиеся ученые (Келдыш, Жуковский, Белоцерковский, Туполев, Пакевич и пр.) подошли к концу, материальные блага были розданы, а заведение ближе к 90-м стало специализироваться на сдаче в аренду собственных обширных территорий (общая участь многих НИИ сегодня - и это не тайна ни для кого) и добывании правительственных субсидий довершении тех научных разработок, которые зародились еще в 70-х, знаменитый гидроканал несколько оброс тиной, ветровая башня затянулась пылью, продувная комната стала местом для экскурсий, а лаборатории - получила реставрационный центр им.Грабаря.
Наш общий друг N застал как раз этот период относительного упадка
стабильного существования, и сможет более точно поведать вам о состоянии аэрогидродинамического института на сегодняшний день, нежели такой непроходимый гуманитарий непроверенный источник, как я.
N: На сегодня, как мне известно, институт пытается функционировать и проводить исследования. Однако все современные научные работы требуют очень дорогого оборудования (на которое у института нет денег) и новых экономических подходов (которые плохо приживаются на постсоветском пространстве). Можно конечно проводить исследования и на устаревших лабораторных установках (аэродинамическая труба, гидроканал и т.д.), но в итоге это оказывается слишком дорого и невыгодно институту и заказчику.
Все интерьеры, ессесна, тоже его. В доказательство, что я не вру, вот вам тайная комната наверху башни, где сидит принцесса где хранятся все тайны отечественной науки.

А теперь прогулка... Покинув Винзавод (кстати, тоже выполненный в красном кирпиче конструктивизма, как и ЦАГИ, как и ангар на Туполевской набережной), мы продолжаем спуск в сторону набережной.

Это последний оплот кластера, косметический магазин, а дальше мы можем любоваться более поздней архитектурой, милым, светлым сталиансом Лефортовского района, уже немного облупившимся, но все равно привлекательным издалека на фоне снежной Москвы.
И здание по соседству (если не то же самое, там трудно различить) тоже очень милое, с импровизированным балкончиком, раньше там был молочный магазин и очень неплохой. Не могу точно атрибутировать дом, возможно, конструктивизм, позже переделанный под сталианс (надстроенный, грубо говоря).

 А вот и мой любимый двор в этом районе: перейдя его по косой, мы как раз выйдем к трамвайным путям.
Здесь сочетается хрущёбка (справа) со большим сталинским домом-комплексом конца 50-х (слева), очень интересной планировки, полуулита, нежный кремовый цвет, заслуживает отдельного рассказа, но у нас другие приоритеты сегодня. Вот смотрите, та же улита со двора.

С фасада видны "шрамы", говорящие о том, дом поглотил более ранее здание. Интересно, есть ли лифты? А печное отопление сохранено? А что у них с потолками? Еще 2.50 конструктивизма, или уже 2.85 послевоенного сталианса? 3.20 вряд ли, по дому не похоже. Ну, так мы никогда до ЦАГИ не дойдем...

Блочная "ранняя" хрущёба, портящая весь пейзаж. Да, в Москве живут не только очень богатые люди, но и просто состоятельные. Однушка в такой хрущёбе стоит 9-15 кусков, в зависимости от этажности и состояния, ибо это практически центр, господа, и шаговая доступность до трех ведущих вузов и роскошной промзоны, обо всем прочем не говорю. Так что можете сочувствовать бедным жильцам дальше, а мы пойдем смотреть на детскую площадку.


"И механически ржавой лопатою..." Да шучу я. На самом деле довольно упитанный был специалист по борьбе с наледью. Идя наискось, можем оглянуться дом-улиту. Один из моих любимых дворов, малолюдный, светлый, чистый, немного старомодный, и зимой, и летом через него приятно скоротать путь.

Ну все, мы вышли на Туполевку.

Нам нужно спускаться вниз, в сторону стадиона, а если посмотреть наверх, то мы упремся в какой-то промышленный объект.
Немного спустившись вниз (в противоположную сторону), мы увидим классический конструктивистский ангар, похожий и на трамвайное депо, и на НИИшные подсобки.

Возможно,N расскажет нам подробнее, что это такое. N: Возможно, это бывшее трамвайное депо.


Дальше хорошо видно здание Мосгаза, которое просматривается со многих точек, в том числе и с платформы Серп-и-Молот (Римская), и для меня загадка, до какой степени оно сегодня функционирует по назначению.

Хотя мы прошли уже добрую половину пути до метро Бауманская (минут 40 уже идем точно), но от здания Мосгаза хорошо просматривается Атриум (комплекс у Курского вокзала), вот сами смотрите. Это явление я называю "маленькая Москва". После того, как N показал мне дорожку, с помощью которой можно за полчаса дойти от Театра Гоголя до ЦАГИ вместо обходного полуторачасового маршрута, которым мы гуляем сейчас, я смирилась с тем, что рациональное и интуитивное восприятие города - вещи разные.

Но мы продолжаем наш трудный путь по разбухшему от оттепели снегу Туполевской набережной, кому совсем плохо, может подъехать на трамвайчике (если дождется, конечно, 24-й, кажется: Курский - СК "Сокол" и далее везде).

 Я же очень люблю этот путь, потому что зимой он немноголюден, видно реку, звенят трамваи, такое ощущение, что ты попал на околицу столицы, вынырнув из плотной застройки, или отчасти попал в прошлое, потому что промзона слева почти не модернизирована. А ведь на самом деле это центр, и совсем скоро мы опять погрузимся в джунгли новостроя и ремонтные работы мигрантов.


Оранжевые корпуса... Раньше я думала, что они имеют какое-то отношение к "Соколу", но сейчас не уверена... Спросим у N, он знает всё.
Верхушечка синяя вдалеке - это Прокуратура.
Классика жанра - сама набережная. Наверное, это шлюзы.
Всегда с трепетом прохожу эти ворота смутного времени, хотя и знаю, что за ними всего-навсего склад технического старья неизвестные экспонаты и грузовая автопарковка, по крайней мере была раньше. Но вот и стадион. Очень бодрое и позитивное место, всегда поднимается настроение, когда идешь здесь, может быть, передается атмосфера бегунов и трюкачей.

Напротив стадиона располагается странное заведение, вроде бы не НИИ, не Госпиталь, в то же время и не  спорткомплекс... 
Всегда недопонимала, чем занимаются такие вот центры: действительно ли какими-то серьезными исследованиями федерального уровня? Или реабилитацией за деньги, продажей ортопедических изделий, давно уже гибрид платной клиники и торговли сопутствующими? 

Центральный вход. Мы дошли до двориков, примыкающих к анимационному колледжу, мне всегда нравилась их спокойная атмосфера, с провинциальными маленькими магазинчиками, с традиционными жителями в пуховиках и иногда даже с авоськами... Москва-провинция.

И вот уже видно цель назначения - смотровышку ЦАГИ. Конечно, правильно она называется не так.
Сейчас N нам объяснит, что мы, собственно, видим и зачем это (было) надо.
N: Башня была построена в 30-х годах для исследования влияния потоков ветра на пропеллеры и ветровые устаовки, а также их испытания и выявления их рациональных конструктивных параметров. Для подобных исследований требуются равномерные воздушные потоки. Их и обеспечивала высота башни, поскольку в те времена в Москве вообще не было высотных зданий. Но с появлением первых рядомстоящих высоток (примерно 60-х годах) роза ветров изменилась и эксперименты стали давать большую погрешность. Внутри башни был установлен лифт, который ныне не работает. :(


 Дальше мы приближаемся к "красному"комплексу ЦАГИ, точнее, к бывшему комплексу, так как на сегодняшний день большая часть корпусов принадлежит ФГУП ВИАМу. N: За собой ЦАГИ сохранил только башню с деревянной аэродинамической трубой и гидроканал с гаражом.                   Также существует головное здание ЦАГИ в г.Жуковский.

N может кратко поведать нам сложную и трагическую историю отношений ЦАГИ и ВИАМа, в процессе которой гидроинститут продал себя старому товарищу по частям ЦАГИ отдал в ведение НИИ авиационных материалов практически все свои корпуса:
N: Если быть точнее, то ВИАМ вырос из ЦАГИ, а затем поитихоньку начал поглощать его территории. Возможно это результат неграмотной работы руководства, а возможно институт просто исчерпал себя тематически. К тому же есть аэродинамическая труба в головном институте в Жуковском. Она и современней и больше по размерам.


Вот вышка в непосредственной близости, красное и желтое здания уже принадлежат ВИАМу.
Центральное здание ЦАГИ, которое все еще ЦАГИ, - на заглавной фотографии. А вот и конкурент.

Причина, по которой ВИАМ все еще нужен стране, а ЦАГИ - уже не очень, в том, что...
N: исследовательские программы, которые проводит ВИАМ более выгодны с экономической точки зрения. Они более востребованы производством нашей страны нежели "эфемерные" аэродгидродинамические потоки, которыми занимается ЦАГИ.



Вот это вид на комплекс ЦАГИ с тыла. Кто хорошо знаком с элементами классического конструктивизма вроде круглых окон, галерей, скругленных корпусов и определенной ритмизованности, тот оценит этот незаурядный и огромный памятник промышленной архитектуры, на который ввиду расположения и огромности неиспользуемых территорий покушаются все, кто только может, по достоинству.
Причина, по которой когда-то N в качестве младшего научного сотрудника остановил свой выбор на этом заведении и проработал там около 5 лет, заключалась в том, что...
N: На тот период времени ЦАГИ считался (как бы это странно ни звучало) оборонным предприятием. И сотрудники, устроившись в него работать, автоматически получали бронь от армии. В связи с этим многие молодые сотрудники стремились попасть туда именно за этим. Также в институте имелась возможность параллельно учиться в аспирантуре и писать дисертацию (примерно 1990-2010). Но поскольку зарплаты сотрудников находятся на границе прожиточного минимума, а жилые площади институт не предоставляет, то перспективы длительной работы там не было.

На практике сегодня это более чем обширное НИИ с действующим Гидроканалом в составе (здание на следующей фотографии) занимается тем, что...
N: Проводит исследование поведения гидросамолетов и кораблей при движении по воде. Допустим Вы разработали корабль и не знаете как на него будут влиять волны и высокие скорости. Тогда Вам нужно обратиться к руководство ЦАГИ и заключить контракт на проведение испытаний. Вам будет предоставлен гидроканал с катающейся навесной тележкой и бригада опытных экспериментаторов (надежных, 60-летней выдержки) в придачу.


Как Вы видите, это целый научный город, целый кластер, причем закрытый и до сих пор не проводящий экскурсий. Встает закономерный вопрос, что же за чудеса техники там внутри?

Например, вот что таится в смотровой.



Словом, вы уже поняли, что башня безнадежно запустела много лет назад, по назначению не используется, а хранится в ней
всякое старье наследие советского прошлого. N: Что это за таинственная аппаратура, я тоже не знаю.
Также N предоставил нашему блогу уникальные кадры интерьеров и внутреннего двора ЦАГИ, которые я выборочно выкладываю.

Фрагмент помещения музея им. Жуковского, основателя заведения, находящегося на территории ЦАГИ.

Рабочее место сотрудника Гидроканала (зацените стол, кому багаж позволяет).
Внутренний двор.

Неизвестное оборудование.
Ну вот более современный интерьерчик для тех, кто пал духом и совсем отчаялся в современном гидростроении благодаря этим кадрам.
ЧТо-то еще функционирует, какие-то проекты осуществляются, просто ряд методов и установок уходит за ненадобностью в прошлое. Ведь если бы от конторы не было совсем никакого толку, ее бы прикрыли, все же госфинансирование вещь подотчетная.

А мы направляется к М.Бауманская,оставив позади советское наследие и бросив пару взглядов на выросшие за последние 3-5 лет новостройки по соседству от НИИ.


Вот,кстати,все еще пустырь на месте рухнувшего много лет назад рыночного комплекса.
А вот и метро - и известный дом с фресками.

Спасибо всем за внимание и нашему другу N за помощь.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments