geochelone (geochelone) wrote,
geochelone
geochelone

Прогулка от метро Тверская до музея Горького (особняка Рябушинского) с посещением.

В тот солнечный день была книжная ярмарка в Литинституте, и я решила совместить покупку новинок Corpus с каким-нибудь музеем. Посчастливилось мемориальной квартире Максима Горького, что расположена в особняке Рябушинского напротив белокаменных палат XVII века.



Но поскольку я шла от самой Тверской и увидела много прекрасного, то добавлю и несколько видов в подборку.

На Тверском бульваре муляжи пионеров и купальщицы, очень правдоподобно.

А это жиденькая книжная распродажа во дворике Литинститута, куда я зашла пополнить книжный шкаф.

Очень живописно, но парой тоненьких книжечек все и ограничилось. Покидаем ярмарку и идем прямо-прямо, мимо почты и церквушки, мимо "Алых парусов" и дома актера, и выходим на развилку.

Направо пойдешь - на Патриаршие попадешь.

Налево пойдешь - к ТАСС выйдешь.

А прямо пойдешь — на сирень набредешь, и на дворик с Блоком.

Вот чугунный Блок, его голуби и дом актеров и режиссеров в тени ветвей.

Белокаменный палаты, всегда мысленно называю их английским посольством, но что это на самом деле, не знаю.

Мы у цели. Вход бесплатный, во дворике много отдыхающих с книгой, в левом флигельке — музей А.Н. Толстого.

Дворик в левой части (флигель Толстого).
Как только входишь в основное здание, сразу попадаешь в кабинет секретаря Алексея Максимовича на первом этаже.

Сегодня общеизвестно, что палаты Горького были его тюрьмой, а сотрудники (и родственники) — тюремщиками, что сам он никуда не выходил и никого не принимал без указки сверху, что жизнь писателя на склоне лет была далеко не сахар и уж подавно не от сахара пришел ему конец. В этом популярном контексте легко предположить, какие функции были у его секретаря. В его огромном кабинете недюжинная библиотека и номенклатурная атмосфера даже столько лет спустя.

Знаменитая медуза, освещающая это мрачноватое место. Да-да, дом Горького — музей не из приятных. Открытие?

Витраж в нише. Действительно, как произведение искусства особняк очень хорош, но  мысль, что он был жилым, и жила в нем всего одна-единственная маленькая семья, при его размерах, смущает.

Спальня писателя с высоченным потолком в неважном состоянии, низенькой кроватью и огромным креслом. И что еще удивило — очень низкое окно первого этажа.

Статуэтка из спальни. Даже не знаю, какой культуре отнести. Япония?

А вот и комод, как говорится, Вам и не снилось, Михаил Афанасьевич!

Горький был сложным и универсальным человеком, собирал он не только книги, одаренных молодых писателей и шапочки, но и, например, нэцке.

Качество не из лучших, учитывая овещение, чудо-технику и бдительную смотрительницу за плечом, но зато у вас будет повод сходить самому.

Окно-витраж между комнатами. Здорово, правда, как говорил Тайлер Дердан?

Коллекция нэцке над камином в соседней комнате.

Вот и парное окошко, только оно смотрит на улицу.

Кабинет, вероятно.

Письменный стол, не уверена, что за ним были созданы повести и романы автора, но вид впечатляющий. Скорее всего, он использовался для переписки. Мало кто задумывается о том, что из-за границы в союз Горький вернулся не в последнюю очередь по финансовым причинам. Нельзя сказать, чтобы его творчество не ценилось в эмиграции, но масштаб привилегий и дотаций был несопоставим. Впрочем, Алексей Максимович окупал себя полностью и общественной работой, и политико-просветительской, и PR-деятельностью, а многие люди были банально обязаны ему просто жизнью.

Впрочем, автор "Матери" и "Фомы Гордеева" по возвращении довольно быстро понял, что мышеловка захлопнулась, ему конец и не видать ему ни Риму, ни Парижу больше никогда. Сейчас уверяют, что его жена работала на органы, кто его знает, может и так. Сам Горький во второй половине жизни был слаб здоровьем (туберкулез), такая же проблема была у его сына Максима, который немного не дожил до кончины отца.

Алексей Максимович вполне понимал всю бедственность своего положения и с точки зрения здоровья, и с точки зрения финансов, и с точки зрения своего наследия. Он боролся за право распоряжаться своей личной жизнью, если уместно так говорить об отношениях тоталитарного режима и смертного человека.

Ну, простым смертным, конечно, писатель не был, хотя и полубогом, как выяснилось, тоже. О его жизни после эмиграции мы знаем очень мало - биография много раз переписывалась и подтиралась, дополнялась вымыслом, сплетными, страшилками и романтикой. Скорее всего, мы уже никогда не узнаем подробностей о рае, ну, или об аде, в котором он был заточён.

Но если говорить об уникальных способностях, они все же были правдой. Скорость и объем чтения Горького не уступал ленинскому, его библиотека была колоссальной, как и его память. Он был одаренным актером, рассказчиком и оратором, имел сценические и административные данные, успешно руководил секцией СП, умел быть тем, кем нужно и когда нужно, все понимал и обладал гибкостью политика и умом писателя. Если вы слышали выражение "человек Возрождения", то Горький, определенно, был из этой породы. И, конечно, создав "Знание" и возглавив "Всемирную литературу", он спас от голодной смерти ничуть не меньше человек, чем уберег в годы тоталитаризма под разными предлогами. Конечно, кого-то он спас, кого-то — увы.

Многие винят сегодня Горького в покрывании кампании беломорбалтийского строительства и обелении лагерной системы, в том числе перед Западом. Что ж, одному Богу известно, что из этого правда, но то, что Горький в этом деле был всего лишь молчаливой кивающей марионеткой, сомнений нет. Мне сложно поверить, что у такого умного человека были проблемы с иллюзиями относительно закономерной природы тоталитарной экономики, гораздо проще предположить, что он был серьезно болен, боялся за судьбу сына и жены, был заточён в своем особняки и мог декларировать только то, что одобрялось сверху.
А вот другой формы окошко. Шехтель был уникален даже на фоне корифеев своего времени.

Ну как можно жить в таком доме? В нем и ходить-то трепетно...

Библиотека и зал заседаний. Не уверена, что это та самая комната, в которой собирались вожди мирового пролетариата и обсуждали с писателем судьбы России, но карниз заслуживает внимания.

Как видите, мебель не самая новая, да и книги, по-видимому, давно никто не открывал.

Следующая зала. Почти все помещения затемнены. Возможно, с целью поддержания антуража. На большинстве картин, изображающих "хозяина" дома с вождями, помещения тоже затемнены, и хотя общеизвестно, что вождь предпочитал вечерние и ночные визиты, но придерживаться традиции полумрака, думаю, так уж буквально не стоит.

Буфет пролетарского классика. Вам больше такой нравится или как у Булгакова?
Ну всё, на второй этаж.

Что касается судьбы писателей, то в ней было что-то схожее. Михаил Афанасьевич окончил свои дни от наследственной редкой болезни почек (хотя современные исследователи считают, что не последнюю скрипку сыграли наркотики, от которых писатель якобы отказался под благотворным влиянием второй жены), а Алексей Максимович - от обострившейся на фоне простуды грудной болезни.

Если не путаю, именно с этого балкончика можно выйти на внешнюю окружную веранду. В доме много лазеек, перекрытий, переходов, он не так прост тут, этот Шехтель, как на Электрозаводской.

Наверху выставка картин, писем и фотографий, связанных с фигурой А.М. Горького, в том числе его посмертная маска, если не ошибаюсь. О кончине писателя до сих пор существует много ужасных и даже фантастических легенд: от банального обострения чахотки в результате простуды до мышьяка, от длительно скрываемого неизвестного недуга автора, позволявшего властьимущим (и семье) контролировать долгое время угасающего физически и умственно гения, сделав его официозной фигурой-маской, уже не способной управлять даже собой, но все еще управляющей союзом писателей. Есть миф о попытках поставить опыты над уходящим в небытие Горьким, якобы проводившиеся и над Лениным, миф о введении ему растворов камфары и опиатов для поддержания жизни в уже не функционирующем организме... Словом, после первого вождя революции это наиболее затуманенная и скрытая от нас очевидная фигура. Что бы там ни было, очевидно одно - никто из родственников или приспешников Горького не решился рассказать практически ничего о его последних днях. Отсюда все эти безумные домыслы, что верхушка партии в виде четырех первых лиц (!) караулила у его предсмертного ложа, боясь, как бы он не передал на Запад свое завещение, как бы ни проговорился о чем-то неизвестном, что были некие темные тайны вождей, в которые Горький был и правда посвящен, что его фигура никогда не была однозначной, а накануне гибели и подавно, что речь шла не о жертве, а о соучастии и устранении свидетеля таких событий, о которых мы не знаем до сих пор. Словом, мрачноватое место, вы поняли.

Высокий забор закрывает все страшные тайны особняка Максима Горького, надеюсь, я напугала вас достаточно сильно, чтобы вы непременно туда заглянули.

Кстати, если серьезно, то незавидная судьба основного владельца этого великолепного особняка была предполагаемой и не уникальной. Я считаю, что сегодня творчество Горького незаслуженно отодвинуто на второй план, и хотя идеологически оно и правда несколько устарело, но по мастерству Максим Горький сопоставим с Буниным и Тургеневым точно, если уж не с Толстым и Достоевским. Он стоит в одном ряду с Булгаковым и Платоновым, причем без всяких оговорок, что бы ни говорили о нем. Его писательский дар не был данью идеологии и не расцвел на фоне всплеска пролетарского искусства, Горький классик не в пролетарском смысле, а в обычном, это же вам не Серафимович или Фадеев, в конце-то концов. Я думаю, что он вернется в литературу, а из театра он и не уходил никогда.

В общем, если бы здесь нужна была мораль, то она была бы такой: не завидуйте — вы не знаете, что скрывается за стенами этого особняка, построенного искусным архитектором и обустроенного ведущими декораторами эпохи. Возможно, это просто самый обычный ад, потому что, как справедливо заметил Булгаков, преимущество в гениях прошлого и современности обычно на его стороне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment