geochelone (geochelone) wrote,
geochelone
geochelone

Categories:

Театр Красной армии: призраки детства.

Огромное звездообразное таинственное здание на М. Новослободской (теперь ближе идти от М. Достоевская), как никакое другое, поразило мое воображение в детстве. Ни один добрый человек не сказал мне (а может, я просто не спросила), что это всего-навсего театр, как МХАТ, ГАБТ или "Немирович-Данченко", и мое богатое младшеклассное воображение превращало в снах это грозное строение поочередно то в штаб компартии, то в военную академию, а то и вообще в неведомое учреждение страшных органов ГБ.



Теперь, спустя много лет, когда деревья стали маленькими, я – большой, а представления – 3D, мне пришло в голову снова пройтись около
этого гиганта авторства Алабяна и Симбирцева, построенного перед самой войной и обросшего мхом самых нелепых слухов и легенд.

Действительно, когда видишь над покатыми крышами домиков XIX века эту грубоватую, угловатую и немного фантастическую махину,
невольно веришь, что на сцену этого театра выходили настоящие лошади, тащившие настоящую пушечку с баррикад, что он имеет не менее 10 подземных этажей и что пять концов звезды плана театра указывают на пять стратегически важных объектов сталинской Москвы, поскольку архитекторы якобы посылали таким образом послание немецким бомбардировщикам... И что он построен по форме табакерки одного из номенклатурщиков... Словом, ищите и найдете.

 "Зубчик". Сегодня, любуясь мощью и фундементальностью здания, я главным образом впечатляюсь его размерами и формой,
потому что архитектурные украшения его достаточно стандартны и даже скупы. Вблизи колонны выглядят несколько
грубоватыми, что, может быть, и правильно для военного театра, в котором сцена может выдержать настоящий танк,
а декор завершения колонн – "типичный советский".

Вот они, серпасто-колосистые завитки, напоминающие о ВДНХ.
Да, сразу видно: эти колонны созданы держать небо, а не украшать его.

В поисках парадного входа... У театра немыслимое количество дверей, причем никакие нельзя назвать боковыми, потому что где у звезды бока...
А эти три выходят на М. Достоевская, и мощь ступеней, а особенно высокий постамент, приводит к традиционной мысли, не связан ли театр с метро подземным переходом.

А вот и следующий зубчик... В обычном темпе я обошла театр по периметру за 15 минут. Что впечатляет.

А вот и вид с парадного... Пола Негри, которая на афише, идет всю неделю с 20.00, обычные представления начинаются в 19.00, по
выходным – в 18.00, ну и есть детские дневные спектакли в 12.00 – 14.00 дня: "Принцесса и солдат". Конечно, никаких зениток и конных
дивизионов сегодня на самой большой сцене Европы не появляется, ее подъемно-перемещательные уникальные механизмы напрасно
ржавеют, хотя до сих пор в рабочем состоянии.

Многое в театре за 75 лет его существования подвергалось только поверхностной реконструкции, и, как и
на многих строениях 40-50-х, на нем лежит некоторый отпечаток принадлежности к прошлому.

Мой инженерный муж утверждает, что большое круглое отверстие в зубчике, с другого ракурса напоминающее маленький надстроенный
павильончик, – всего лишь слив для воды с крыши. Буду благодарна, если кто-нибудь скажет правду. Как-то не очень верится. Может быть, просто
украшение?

Вот, видите, здесь видно маленькие колоночки "павильончика"...

И еще один ракурс пресловутого архитектурного изыска.


Какие-то обновления с 40-х гг., наверное, все же были: здесь видно, что в темное время суток здание
театра красиво подсвечивается со всех сторон вот этими малозаметными фонариками на стенах.

"Ну а ежели вот так смотреть", – как говорится в нашем любимом современном мультике, – да еще
очки снять, то очень даже красивая галерея, почти классическая, да еще в гордом одиночестве старый
фонарь со шляпкой... Вид сзади... То есть сбоку... То есть... Ну, вы меня поняли.

В умных больших статьях об истории ЦАТРА (да, именно так называется правильно театр РККА) говорится, что плафоны и светильники в нем
проектировал тот самый Александр Дейнека, а над особенностями зановеса трудился сам Фаворский. А вот кто создал эти звезды-решетки – не знаю... Но вряд ли эти классики.

 На том месте, где сейчас развевается государственных флаг, когда-то планировался красноармеец. Как видим, театр многоярусный, этакий разлапистый зиккурат-пирамида, что придает ему даже своеобразную грацию; интересно, есть ли сегодня возможность погулять по огороженной крыше первого яруса (звезды)? А пройтись по галерее с круглыми окошками? А подняться на башенку? Да, а не многого ли я хочу, знаю.

Вот еще один красивый зимний вид напоследок. А если серьезно - съездите посмотреть поближе, не пожалеете. Конечно, особо впечатляет
в детском возрасте, но и позже есть на что поглазеть. Уникальное здание во всех смыслах. Говорят, внутри не менее интересное, и не только размерами сцены. Одно время в сети валялись фотоподборки интерьеров театра, кому интересно, тот наверняка найдет. Конечно, поехать на спектакль на Достоевскую к 20.00 с перспективой возвращения домой за полночь может позволить себе далеко не каждый житель спального района, а уж тем более МО. Но просто посмотреть на это чудо архитектуры и техники – почему бы нет. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments